Образование

Профессия аналитик

Для России профессия аналитик новая. Первые специалисты на рынке появились в девяностых годах. Несмотря на то, что эта специальность востребована и хорошо оплачивается, она мало известна. Рассмотрим, чем занимаются аналитик данных, продуктовый, бизнес‑аналитик, какие маркетинговые инструменты они используют, что делают для бизнеса и где работают.

Кто такой аналитик и чем он занимается

Если объяснять, что такое аналитика простыми словами — это деятельность, которая позволяет собирать, обрабатывать массивы данных, делать выводы. Аналитик вычисляет закономерности, что позволяет выявить важную информацию, принять обоснованное решение для увеличения эффективности бизнеса, работы компаний, повышения уровня продаж, снижения издержек.

В результате работы инженера-аналитика компании, банки, предприятия, торговые сети могут:

  • найти новые подходы к ведению дел;
  • раскрыть потенциал, выявить скрытые возможности;
  • получить картину текущей ситуации.

Аналитические прогнозы используются в бизнес-сферах, позволяют оптимизировать разные направления работы. Внедрение аналитических методов помогает принимать обоснованные решения по продвижению товаров и услуг на рынке, ведению дел, реформированию, расширению бизнеса и другим задачам.

Виды аналитиков

Профессия имеет несколько узких специализаций. Направления работы зависят от задач, которые решают специалисты. Например, HR-аналитики решают проблему с текучкой кадров, изучают массивы данных и находят причины частых увольнений, потери эффективности персонала, его низкой вовлеченности в производственные, рабочие, бизнес-процессы. В крупных корпорациях — это выделенные специалисты, в небольших компаниях такие задачи пытаются решать HR‑менеджеры или владельцы бизнеса. Продуктивность узкого специалиста выше.

Рассмотрим, какие ещё бывают виды аналитики, обязанности и цели наиболее популярных специализаций.

Бизнес-аналитик

Бизнес-аналитик создает условия для изменения работы компаний путем выявления перспективных направлений за счёт определения потребностей клиентов, тенденций рынка и разработки решений, способных принести пользу и доход. Что делает бизнес-аналитик:

  • получает, структурирует информацию;
  • проводит анализ данных;
  • выявляет проблемы;
  • разрабатывает стратегию развития и оптимизации.

Специалисты востребованы в финансовых, IT-компаниях, консалтинговых, торговых, промышленных предприятиях, строительных организациях и т. п.

Продуктовый аналитик

Продуктами являются мобильные приложения, онлайн-банки, агрегаторы недвижимости, интернет-магазины, маркетплейсы — всё, что создано для взаимодействия с покупателями. Аналитик рынка продуктов занимается:

  • анализом поведения клиентов: изучает метрики взаимодействия покупателей с продуктом, чтобы понять, какие функции нравятся, а какие — нет;
  • исследует поведение пользователей, собирает статистику покупок, выявляет активную аудиторию;
  • осуществляет обработку данных, чтобы доработать продукт с учетом полученных данных.

В обязанности аналитика входят работа с метриками, проведение экспериментов и тестирование продуктов. Он должен разбираться в юнит-экономике, чтобы определить, сколько тратится на единицу бизнеса и какую сумму можно на ней заработать. Например, обработка данных по доставке покажет, насколько выгодно это направление.

Аналитик данных

Профессия аналитик данных (Data Analyst) связана со сбором, обработкой, изучением и интерпретацией данных. Выводы специалиста позволяют бизнесу принимать верные решения, используются в научных исследованиях, в менеджменте, других сферах.

Выпуск на рынок нового продукта —  риск, так как непонятно, как клиент отнесется к новинке. Data Analyst может заранее проанализировать поведение пользователей, найти взаимосвязь с другими процессами, показателями, провести тесты, построить модели. Всё это позволяет выявить логику поведения пользователей, составить отчет с оценкой перспективности нового продукта, прогнозом реакций клиентов, уменьшить бизнес-риски.

Системный аналитик

Работа системного аналитика заключается в разработке требований к новому или существующему программному обеспечению, основанных на пожеланиях заказчика, тенденциях рынка, потребностях пользователей. Systems Analyst должен быть технически грамотным, иметь знания в IT‑отрасли, изучить основы дизайна интерфейсов, сотрудничать с разработчиками, общаться с заказчиками.

Веб-аналитик

Web Analyst осуществляет сбор и анализ информации о посетителях сайтов, их поведении, взаимодействии с продуктами. Задача веб‑аналитика — понять, какие сервисы лучше работают, что нужно исправить, чтобы увеличить объемы продаж, как можно перенастроить рекламные кампании, повысить их качество с целью догнать и обогнать конкурентов.

Финансовый аналитик

Эксперт-аналитик участвует в оптимизации системы управления финансами, повышает эффективность работы, осуществляет анализ рисков, выявляет методы управления ими. Анализирует тенденции, процессы, инструменты финансового рынка. Находит направления удачных инвестиций, ресурсы для развития. Проводит проектный анализ с помощью современных аналитических систем и алгоритмов. Знания и навыки Financial Analyst позволяют ему оценивать финансовое состояние потенциальных и существующих партнеров, контрагентов, рынка в целом.

Что должен знать и уметь аналитик

Ведущий специалист должен в равной мере владеть неспециализированными (soft) и профессиональными (hard) навыками (skills). Рассмотрим, какие навыки и знания обеспечивают успешную карьеру.

Hard skills

Профессиональные навыки, необходимые Analyst:

  • знание методов статистического анализа и умение их применять;
  • умение производить математические расчеты;
  • возможность быстро разбираться в любых бизнес-процессах;
  • моделирование, прогнозирование;
  • понимание языков программирования;
  • владение инструментами для сбора, сортировки, обработки и визуализации данных на прикладном уровне;
  • использование сервисов по созданию презентаций на продвинутом уровне.

Рассмотрим наиболее популярные презентационные сервисы, которыми должны профессионально владеть Analyst. Один из часто используемых редакторов — PowerPoint из пакета Microsoft Office:

Ещё один удобный онлайн-сервис, который может использоваться бесплатно, — Prezi. Но здесь презентации будут в общем доступе на сайте. Поэтому применяется тогда, когда конфиденциальность некритична.

Кроме вышеперечисленных навыков, специалисту необходимо знание английского — как минимум технического, чтобы изучать документацию в оригинале.

Soft skills

Кроме профессиональных навыков, Analyst необходимо развивать Soft skills:

  1. Критическое мышление. Поиск альтернативных вариантов, умение находить тренды, даже при небольших отклонениях, лучших решений — это позволяет не делать ошибок, быть критичным, не подвергаться ложным зависимостям.
  2. Коммуникабельность. Умения общаться, грамотно формулировать мысли, идеи, доносить их до команды, руководства, внимательно слушать и слышать повышают ценность специалистов любого уровня.
  3. Работа в команде. Для получения нужных сведений необходимо работать в команде. Важно уметь делиться идеями, выбирая, что можно выносить на широкий круг, а что — нет, быть открытым, конструктивным, адекватно реагировать на критику.
  4. Тайм‑менеджмент. Всё и всегда должно выполняться в согласованные сроки. Специалисты обязаны уметь управлять своим временем, ценить время других.
  5. Аккуратность и настойчивость. Работать с цифрами непросто. Когда за каждой из них стоит реальное дело, бизнес, производство — это еще сложнее. Поэтому так важно системное мышление, способность удерживать фокус на одной задаче, при этом не зацикливаясь только на ней.

Для эффективного выполнения обязанностей важно самостоятельно развиваться, осваивать новые навыки, технологии, инструменты.

Где работает аналитик

Специалисты занимают должности в ЦБ РФ, банках, инвестиционных фондах, консалтинговых фирмах, страховых компаниях, финансовых отделах госучреждений, корпораций. Успешных студентов ведущих вузов приглашают на вакансии Analyst в университете, пока они учатся. Поэтому зачастую к окончанию обучения они уже полноценные специалисты.

Анализ рынка, спроса и зарплат

Проведем анализ рынка труда, изучим ситуацию, которая сложилась на сегодня. Узнаем, насколько востребованы специалисты в области аналитики, сколько им платят, как идет карьерный рост и есть ли перспективы у профессии.

Востребованность профессии

Для изучения востребованности профессии воспользуемся возможностями одного из порталов по поиску сотрудников — HeadHunter. Сформируем общий запрос. Укажем в поисковой строке, что мы ищем профессию «Аналитик» в разделе вакансии без уточнения региона поиска. Система выдает следующий результат:

Работодатели готовы предложить 5 955 вакансий по специальности аналитик. Теперь посмотрим, сколько резюме размещено на сайте за последний месяц:

Получается, что за последний месяц более 45 тысяч соискателей разместили резюме. То есть на одну вакансию претендуют 9 человек. Теперь изменим условия поиска, уточнив запрос. Оставим только тех претендентов, которые имеют высшее образование и стаж работы от 1 года:

Картина изменилась: из 45 664 соискателей осталось 10 523, а это уже 2 человека на место. Если оставить только тех соискателей, которые активно ищут работу или готовы рассмотреть предложения, то получится следующее:

Осталось чуть более 2500 соискателей. Небольшой анализ рынка показывает, что Analyst, имеющий высшее образование и опыт работы от года, востребован рынком.

Карьерный рост

У Analyst существует несколько позиций, переход между которыми может занимать несколько лет — Junior, Middle и Senior, а далее управление собственной командой, отделом, компанией. В среднем для достижения максимального уровня профессионального роста требуется от 10 до 15 лет развития профессиональных качеств.

Уровень зарплаты

По данным ресурса Хабр Карьера, зарплаты аналитиков находятся на следующем уровне:

По данным HeadHunter, работодатели готовы предложить соискателям следующий уровень заработной платы (по убыванию):

Изменим запрос, сделав выборку зарплат по возрастанию:

Как видите, минимальная зарплата по рынку — 50 тысяч рублей, а максимальная — 250 тысяч рублей.

Перспективы

Аналитика является частью множества бизнес-процессов, её используют в различных сферах деятельности. Профессионалы, способные оценить рентабельность, выявить закономерности потребительского поведения, риски, отслеживать состояние мировых и российских рынков, будут востребованными. Специальность имеет перспективы роста и расширения поставленных задач.

Как стать аналитиком

Чтобы стать Analyst, необходимо получить образование, изучая экономику, математику, финансы. Можно поступить в вуз, на курсы повышения квалификации по программам дополнительного образования или прослушать бесплатные курсы, чтобы расширить знания в одном из выбранных направлений.

Вуз

Вуз позволяет получить фундаментальное образование, которое станет стартом для дальнейшего развития. Срок обучения — от 4 до 6 лет. Для поступления в вуз необходимо сдавать ЕГЭ по следующим предметам:

  • математика;
  • русский язык;
  • обществознание.

Ряд вузов вводит требование по наличию сданного ЕГЭ по английскому языку. Для победителей национальных, международных и других олимпиад возможно поступление без экзаменов.

Платные курсы

Обучение на курсах повышения квалификации позволит освоить узкую специализацию. Эксперты расскажут, как стать аналитиком данных или Web Analyst, имея базовое образование. Курсы проводят Бауманский учебный центр «Специалист», центр при МГУТУ. Также можно пройти курсы на платформе Skillbox:

Или в Нетологии с получением диплома о профессиональной переподготовке и с программой трудоустройства:

Бесплатные курсы

На бесплатных курсах можно получить знания в узких областях, например, вот что предлагает Нетология:

Бесплатные курсы позволяют попробовать себя в роли Analyst, получить представление о профессии. Здесь большой массив времени уделяется практическим занятиям с минимумом теоретических знаний.

Плюсы и минусы профессии

Рассмотрим плюсы и минусы профессии Analyst.

Плюсы

К основным преимуществам можно отнести:

  • широкий выбор специализаций;
  • высокая заработная плата;
  • достаточный уровень востребованности;
  • возможности профессионального развития.

Большой выбор узких специализаций позволяет Analyst переходить из одной отрасли в другую без необходимости глобального переучивания.

Минусы

Недостатки профессии:

  • сидячая работа;
  • высшее образование — без него претендовать на высокооплачиваемую должность сложно;
  • необходимость изучения точных наук — таких как математика;
  • высокое напряжение и уровень ответственности.

Эта профессия подходит людям с аналитическим мышлением, упорным, усидчивым, способным изучать огромные массивы знаний. В будущем Analyst будут востребованы, поскольку структурированные и точные данные, собранные и проанализированные с учетом человеческого фактора, нужны всегда и практически во всех сферах деятельности.

По материалам

Нажмите, чтобы оценить статью!
[Общий: 0 Средний: 0]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»